
Канифоль получила свое название от античного города Kolophon, расположенного севернее Эфеса и Смирны, где так называемая "смола для смычков" производилась в больших количествах. Kolophon был своеобразным торговым центром по продаже канифоли. Как свидетельствуют старинные документы, смола деревьев использовалась в самых разнообразных жизненных ситуациях. Она была излюбленным средством иллюзионистов, показывающих свои фокусы зевакам на рыночных площадях. Ее целебные и бальзамирующие свойства широко применялись врачами того времени. На различных соревнованиях по стрельбе из лука древние греки непременно смазывали свои стрелы канифолью. Современники персонажей "Илиады" и "Одиссеи" использовали смолу сосновых деревьев для пропитки и заделки щелей морских судов, на которых отважные греки плавали в надежде покорения троянцев. А прославленные олимпийские факелы обязательно содержали в своей основе компоненты из канифоли. И по сей день в Греции сохранилась традиция использования сосновой смолы для заделки щелей бочек при закладке белого вина.
Канифоль была незаменимым компонентом при изготовлении смазочных материалов. Так, в Германии в 17-18 веках люди, путешествующие на большие расстояния в экипажах, были обязаны на станциях своего следования платить так называемые "Schmiergeld" (деньги для смазки). Таким образом, вполне обыденное понятие приобрело со временем столь неоднозначное значение, которое в современной немецкой языке используется для обозначения взятки.
Можно долго перечислять разнообразные области, в которых используют канифоль и ее производные. Ее применяют для проклейки бумаги и картона, как эмульгатор в производстве синтетического каучука, в производстве пластмасс, искусственной кожи, линолеума, лаков и красок, электроизоляционных мастик, в фармацевтической промышленности, а также при пивоварении. С незапамятных времен известно антисептическое действие смол хвойных пород, они с успехом используются в ароматерапии для усиления кровообращения. Канифоль используют также наряду с другими природными смолами, такими как мастик, копал и сандарак, в смесях при изготовлении лаков для лакировки скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Но особый интерес представляет использование канифоли при игре на струнных музыкальных инструментах: скрипках, альтах, виолончелях, контрабасах.

Первые упоминания о смычках для струнных инструментов встречаются в азиатских и арабских источниках начиная с 9-го века нашей эры. Примерно к этому же времени относятся и первые попытки поиска подходящего материала, который бы улучшал захват струн смычковым волосом. Волосы являются важной составляющей частью смычка. Благодаря им происходит контакт между смычком и инструментом. Маленьким, но таким незаменимым при игре вспомогательным материалом является канифоль. Только наканифоленные волосы создают возможность полноценной игры на инструменте. Разнообразие сортов канифоли заключается в широком выборе исходного материала. На сегодняшний день насчитывается более 100 сортов сосен, елей и пихт, подходящих для добычи из них смолы. В прежние времена добычей смолы из хвойных деревьев занимались в труднопроходимых местах, где транспортировка древесины была практически невозможна или очень дорога. Порой жители целых сел, расположенных в гористой местности, покрытой хвойными деревьями, занимались добычей, переработкой и последующей продажей смолы деревьев. Это было практически единственным источником доходов местного населения.
В европейских хрониках 1546 года упоминаются несколько сел, расположенных у подножия горы Кniebis. Жители этих сел собрали за год 200 центнеров смолы, которая была продана на ежегодной ярмарке в городе Straßburg. Случались и курьезные ситуации. Поскольку смола деревьев ценилась довольно высоко, нередкими были случаи кражи смолы. В основном добыча смолы была распространена в Северной Америке, Юго-Западной Франции (Бордо), Австрии и Южной Германии (Тироль). Специалисты определяют происхождение смолы по ее цветам: чистейшая французская смола обладает прозрачным золотистым цветом, а немецкая – имеет благородный янтарный оттенок.

Технология производства канифоли для скрипки, альта, виолончели, контрабаса не претерпела особых изменений. Сегодня, как и в старые времена, из смолы хвойных деревьев путем дистилляции получают скипидарное масло, а остатки: смола, кислоты и вода выпариваются. Все примеси при этом оседают, и остается чистейшая смола. Впоследствии при производстве канифоли к этой смоле добавляются определенные компоненты, названия которых хранятся в строжайшей тайне от конкурентов.

Известно, что одно взрослое сосновое дерево производит не более 2 литров смолы в год. При этом обязательно учитывается диаметр ствола. Только то дерево годится для добычи смолы, которое достигло 30 см в диаметре. В первый год с такого дерева добывают смолу с восточной стороны ствола, затем – с северной, после этого – с западной и в завершении – с южной стороны. Пятый год – дереву дают отдых, и затем 5-летний цикл повторяется снова. С первых дней марта начинается подготовка к сбору смолы: надрез коры деревьев и закрепление емкостей. Когда емкости наполняются драгоценной смолой, к делу подключаются женщины. Они сливают собранную смолу в бочки и отправляют ее на дальнейшую переработку. Всего за год происходит не более 5 сборов, последний – в ноябре. Особое внимание уделяют тому, чтобы дать дереву заживить его кору перед зимой. Учеными были исследованы деревья, с коры которых добывали смолу еще до Первой мировой войны и которые продолжают расти в наши дни. Дерево, которое подвергается сбору смолы, выделяет особые фитонциды, способные уничтожать различные грибки и бактерии, облегчая регенерацию коры. Таким образом, доказано, что смола хвойных деревьев – это не сок, необходимый для жизнедеятельности дерева, а средство для заживления его ран.
Музыканты часто задаются вопросом, какая же канифоль для скрипки, альта, виолончели, контрабаса является лучшей? На этот вопрос нет однозначного ответа. Это зависит, прежде всего, от самого музыканта, от его инструмента, от представления музыканта об идеале звучания, от манеры его игры.

Известно, что качество смолы хвойных пород очень различно, и, в среднем, ее температура плавления колеблется от 80 ° до 125 ° С. В зависимости от того, при какой температуре варится канифоль, зависит и градация ее твердости. Твердость же определяет назначение канифоли для конкретного инструмента – от скрипки до контрабаса. Музыканты подбирают канифоль индивидуально, в соответствии со струнами, на которых они играют. Инструментам с жесткими металлическими струнами необходима канифоль, обладающая небольшой силой сцепления. Для инструментов с синтетическими струнами на пластиковой основе нужна канифоль, обладающая средней силой сцепления. Инструментам с жильными струнами необходима канифоль с наибольшей силой сцепления.
Таким образом, как правило:
- Для скрипичного смычка необходима более твердая канифоль;
- Для альтового смычка подходит канифоль средней твердости;
- Для виолончельного смычка нужна более мягкая канифоль;
- Для контрабасового смычка предназначена только самая мягкая и липкая канифоль.
Согласно исследованию шведского физика Андерса Аскенфельда о принципе извлечения звука смычком, документально установлено, что период вибрации состоит из двух фаз. В первой фазе смычок охватывает струны, и канифоль, нанесенная на волосы смычка, разогревается на микроскопическом участке до температуры 70 ° - 90 ° С, плавясь при этом. В результате чего волосы смычка на доли секунды теряют контакт со струнами. В то же время охлажденный участок наканифоленных волос смычка захватывает струны, и следующая фаза возобновляется. Аскенфельд подтверждает свои наблюдения с помощью ультрафиолетовой камеры, показывающей невероятный нагрев смычкового волоса при игре. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что температура окружающей среды сильно влияет на температуру плавления канифоли при игре. Этим объясняется, помимо прочего, разница в звучании инструмента в теплом концертном зале и в холодном помещении.

Качество канифоли зависит от сырья и различных добавок, используемых при ее изготовлении. Дешевая канифоль изготавливается из отходов бумажного производства с примесью различных химических добавок: пластификаторов, консервантов и других, которые влияют не лучшим образом на лаковое покрытие инструмента и здоровье музыканта. В случае, если все же используется такая, часто липкая канифоль, рекомендуется использовать ее очень экономно. В противном случае, как следствие, обеспечены неприятные призвуки при игре и склеивание смычкового волоса. После каждого использования такой канифоли необходимо следить за тем, чтобы места склеивания на ленте смычка были убраны и волос был равномерно распределен по всей длине трости смычка! Такая канифоль способствует созданию качественных звуков, но отличие с более дорогой канифолью ручного изготовления из натуральной живицы и без вредных химических примесей заметно.
Первоклассная золотая канифоль Laubach, обладающая особой консистенцией с содержанием микрочастиц золота 999 пробы. В чем заключается особенность этой канифоли? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо упомянуть, что при изготовлении смычка используется натуральный конский волос. Внешнее строение волоса напоминает шишку – волос покрыт чешуйками (кутикулой). Через некоторое время после игры чешуйки изнашиваются, слипаются, и волос смычка начинает проскальзывать и плохо захватывать струны.

Канифоль с содержанием микрочастиц золота, задирая чешуйки, раскрывает структуру волоса смычка, создавая при этом наибольшее сцепление и захват струн лентой смычка. При этом создается эффект “свежевставленного” волоса в смычке, и даже у инструментов со слабой звуковой гаммой улучшаются звуковые качества.
.
При изготовлении золотой канифоли Laubach мы используем золото 999 пробы, которое по своей плотности намного мягче, чем металл на навивке струн. Благодаря этому золотая пыль не наносит вреда, и струны не изнашиваются больше, чем при использовании простой канифоли. Смычковый волос ровно ложится на струны, при этом прекрасно их охватывая и раскрывая звучание инструмента.
Золотая канифоль Laubach проявляет устойчивые качества как при повышенной влажности воздуха, так и при различных температурных изменениях, позволяя извлекать сильный, гармоничный звук. Она незаменима при сольных выступлениях, при игре в больших концертных залах, а также при исполнении в дуэте с роялем.
Некоторые музыканты охотно экспериментируют с различными сортами канифоли. Они используют мягкую канифоль для холодных помещений и твердую – для концертных залов. Каких бы результатов ни давали эти эксперименты, неизменно важное правило: канифоль не должна сильно осыпаться, как при нанесении ее на волосы смычка, так и при игре! Сыпучая канифоль сильно загрязняет лаковое покрытие инструмента, затрудняя уход за ним. Кроме этого, из-за канифольной пыли некоторые музыканты могут испытывать аллергические реакции, которые проявляются заложенностью слизистой оболочки носа и другими неприятными симптомами. К счастью, подобные аллергические реакции встречаются нечасто. Высококлассная канифоль не осыпается – это один из главных критериев ее качества.

При покупке канифоли важна ее свежесть. Любая канифоль, даже самая лучшая, со временем изменяет свою структуру, она попросту высыхает. Не следует использовать канифоль дольше 8 месяцев, а для солистов – не дольше 6 месяцев. Свежая канифоль сглаживает неточности и шероховатости при игре. Вероятно, поэтому многие студенты охотно используют именно свежую канифоль при подготовке и сдаче экзаменов. Вторым важным критерием качества канифоли является ее прозрачность. Поскольку канифоль производится из различных сортов смолы хвойных деревьев, нельзя допускать смешивания нескольких сортов канифоли на волосах смычка. Это может иногда стать причиной возникновения неблагоприятной реакции, затрудняющей захват струн смычковым волосом. Перед использованием канифоли нового сорта волосы на смычке следует тщательно очистить спиртом, ни в коем случае не задевая лаковое покрытие трости смычка. После чего дать возможность волосу высохнуть, минимум 30 минут, затем нанести свежую канифоль.
.Канифоль оказывает значительное влияние на звуковые и игровые качества инструмента и смычка, будучи незаменимым натуральным материалом, традиция использования которого продолжается и в наши дни. Так, разлитая по формам и облагороженная смола хвойных деревьев помогает музыкантам гармонично извлекать божественные звуки музыки.

Т. Лаубах
В статье использованы материалы университетского архива г. Bamberg (Германия)