Читай сторінку рідною мовою!
0
UA | RU | EN

Между двумя мирами

https://www.thestrad.com/playing-and-teaching/between-two-worlds-postcard-from-lviv/9989.article

Приятно, что благодаря нашему проекту – Международный конкурс скрипачей Олега Крисы – широкая читательская аудитория авторитетного британского журнала The Strad, основанного в 1890 году, публикующего статьи об исполнителях на струнно-смычковых инструментах и академической музыке, не только узнала о конкурсе, но и узнала правдивую историю. Музичний оглядач журналу Том Стюарт, присутній на конкурсі, у своїй статті зазначає, що корифеї скрипкового мистецтва (Натан Мільштейн, Давид Ойстрах, Айзек Стерн, Леонід Коган, та інші), яких прийнято називати вихованцями московської школи, народились і отримали освіту в Україні, яка і зараз має талановитих педагогів та учнів. Свидетельством тому являются два призовых места украинских участников конкурса. В конце концов Вы можете ознакомиться с переводом статьи ("Между двумя мирами"), в которой основательно анализируются выступления финалистов, чего, к сожалению, мы не видим в отечественной музыкальной критике.

Третий международный конкурс скрипачей Олега Крисы стал первым за свою короткую историю, на котором высокие награды получили украинские музыканты.

Об этом событии, направленном на то, чтобы осветить музыкальную родословную Украины, рассказывает Том Стюарт.

Линию, которая культурно, географически и политически отделяет Украину от ее большего соседа, не всегда легко отследить, так что может стать неожиданностью (как это случилось для меня), что многие титаны "российской" школы игры на скрипке, среди которых Натан Мильштейн, Давид Ойстрах и Леонид Коган, родились на территории современности. Олег Криса, тоже украинский скрипач, решил посмотреть на культурные достижения своей страны, учитывая признание, которого они заслуживают. Ученик Ойстраха, Олег Криса с 1989 г. преподает в Истменской школе музыки в Рочестере, штат Нью-Йорк. Он согласился предоставить свое имя Международному конкурсу скрипачей, который проходит раз в три года, начиная с 2013 года. Он также возглавляет жюри конкурса. В октябре я приехал во Львов, город, который находится недалеко от границы Украины с Польшей, чтобы встретиться с ним и услышать игру шести финалистов на конкурсе 2019 года.

"Все известные советские художники прошли через это место, направляясь на Запад", - говорит он о городе, в котором провел годы, сформировавшие его личность. «Были и такие, что двигались в обратном направлении – Артур Рубинштейн, а еще раньше Шопен и Сарасате. Львов всегда был на перекрестке двух разных миров». Укрытые брусчаткой улицы элегантного города, этот мир лежит далеко от Донбасса, самого восточного региона Украины, где с 2014 года в вооруженном конфликте между россиянами и украинцами погибло 13 000 человек. музыку – надо продолжать играть. Я хотел предоставить возможность молодым украинским скрипачам продемонстрировать свои таланты в родной стране, а всем остальным – услышать, на что они способны.

Соревнуясь за шанс выиграть первую премию в размере 20 000 евро, шесть молодых скрипачей в сопровождении симфонического оркестра Львовской национальной филармонии играли на выбор один из семи концертов, избранных из произведений Бетховена, Брамса, Прокофьева и других классических композиторов. без ответа» украинского композитора Евгения Станковича. Написанный в 2017 году к празднованию 75-летия Олега Крисы, концерт Станковича создан в одной рапсодической части с резкими изменениями скорости ближе к завершению. Его длинные, непредсказуемые мелодии чередуются с искусно прописанными оркестровыми интерлюдиями до тех пор, пока теплое звучание вибрафона не приводит солиста к танго, подобному тем, что, как представлялось Станковичу (1942 г.р.), можно было услышать в одной из шумных часов кофе.

Сложность в этом произведении составляют не сами ноты, а то, как соединить их в музыку, полную движения и содержания — черты, которые не всегда очевидны в партитуре Станковича.

Все шесть солистов продемонстрировали технически совершенное исполнение, но не каждому удалось уловить стоящую за музыкой историю и пройти за ней до конца. Например, Юкико Уно (1995 г.р.) из Японии играла с хорошим тембром и кристально четкой артикуляцией, но казалось, чувствовала себя растерянной среди эксцентрических форм и необычного ритма произведения. В танго, где партитура наконец-то протягивает солистую руку помощи, Уно не удалось творчески воспользоваться случаем и привнести в исполнение дополнительные манерно-претензионные оттенки, которые отсылали бы в атмосферу кофеен. Ее уравновешенность и выдержка привели к лучшему результату в концерте Сибелиуса, возможно просто потому, что у него более драматичная сольная часть. Несмотря на то, что при исполнении второго произведения она находилась на более привычной для себя территории, Уно не удалось зажечь своей игрой хрустальные грани финальной части, в которой скрипачка показала прохладу и точность исполнения.

Совсем другим было исполнение Евгения Чеповецкиса (1995 г.р.) из Латвии, с первых тактов неуловимого произведения Станковича наполнено силой и напором, быстро сменившимся на игривую наивность в танго и перерастающими в чопорность и пижонство в соответствии с тем, как исполнитель приближался. Далее последовал концерт Шостаковича для скрипки №1, который Чеповецкис сыграл с грубостью, на которую не решились другие финалисты. Определенным образом, для эффектной интерпретации этого произведения необходима такая же жесткая рука, как и для концерта Станковича, и этот солист безупречно справился с обоими. То своенравная, то плавная игра Чеповецкиса не всегда удобно укладывалась в текстуру, зато создавала некоторый контраст с ней.

Неприхотливая манера держаться на сцене первого из двух украинских финалистов, Дмитрия Удовиченко (1999 г.р.) резко контрастировала с его глубоко страстной игрой. После Станковича, где он выделил и подчеркнул все крутые повороты, он перешел к концерту Сибелиуса, который по крайней мере, по-моему, прозвучал как серьезная заявка на победу. В течение всего исполнения его чистая и упругая техника игры придавала характерную эластичность звучанию, в медленной части сердце почти остановилось, а от безудержной энергии финала просто перехватило дыхание.

Следующий участник-украинец Константин Лукинюк (1999 г.р.) начал с исполнения концерта Брамса, настолько безудержного, что вскоре после вступления он уронил смычок, но быстро поднял его и продолжил игру. Были трогательные моменты, хотя его интонация не всегда была точной, в результате чего, особенно в более тихих отрывках, ощущалась некоторая недоговоренность и линия соло время от времени исходила из фокуса. Однако такая абстрагированная манера исполнения хорошо сработала в «Вопросе без ответа» Станковича, который получился элегантным и несколько ироничным. Лукинюк учится в США у Олега Крысы и был единственным студентом члена жюри, прошедшего в финал.

Японский скрипач Даичи Накамура (1990 г.р.) предоставил первым тактам концерту Станковича более самоосознанную романтическую интерпретацию и так же, как и Чеповецкис, удачно сменил в танго тон на насмешливо-иронический. Он также исполнил Первый концерт Шостаковича, но после почти готического звучания вступительной тренодии (плача), в скерцо и финале человечность музыки Шостаковича потерялась в блестящей и технически безупречной технике игры.

В то время как при внешней невозмутимости Удовиченко на сцене его исполнение поражало потрясающей интенсивностью, голландская скрипачка Хавих Анна Элия Элдерс (1998 г.р.) оставалась напряженной как в концерте Станковича, так и в первых двух частях концерта Чайковского. Лишь в финальной части накопленная энергия наконец-то вырвалась из-под смычка скрипачки, воспроизведя звук настолько пылкий, что заставил забыть о нескольких небольших технических пробелах в обязательной программе.

В конце концов именно Чеповецкис получил первый приз. Интенсивность и слаженность его игры произвели впечатление на жюри. Второй приз в размере 10 000 евро получил Лукинюку, а третья премия стоимостью 8 000 евро, Удовиченко. Этот порядок меня удивил, как тот факт, что Накамура собрал наименьшее количество баллов. Несмотря на то, что все шесть выступлений были высоко совершенными, действительно удивительных моментов, возможно, немного не хватало, поэтому выбор победителя не мог быть простым. Тем временем Лукинюк и Удовиченко стали первыми украинцами за короткую историю конкурса, которые получили награды – план Крисы, кажется, работает.


По часовой стрелке слева Евгений Чеповецкий был награжден первой премией за интенсивность и слаженность исполнения; лауреат второй премии Константин Лукинюк был изыскан ироничным; Дмитрий Удовиченко взял третью награду за свою глубокую страстную игру.


«Люди умирают каждый день, но это не значит, что мы должны перестать создавать музыку – надо продолжать играть», - Олег Криса.